Суббота, 2017-09-23, 2:10 PM

    farmir

    Главная | Регистрация | Вход

    RSS
    Категории раздела
    Общество [7]
    Бой [4]
    Алхимия и медицина [10]
    Кулинария [14]
    Гендер [5]
    Статистика
    Поиск картинки по тегам/музыки по названию

    Каталог статей


    Главная » Статьи » История » Гендер

    "Бача-пош" в Афганистане
    Не существует официальной статистики о том, сколько девочек в Афганистане растёт переодетыми в мальчиков. Традиция переодевания девочек существует, по-видимому, очень давно и широко распространена: когда в семье нет сына, родители придумывают его, одевая и воспитывая по мужским канонам одну из дочерей. Таких девочек называют "бача-пош", это не сын и не дочь, а "одетая как мальчик". Практически каждый афганец может рассказать историю о соседке, родственнице или члене семьи, которая, будучи девочкой, выросла переодетой в мальчика и воспитанной как мальчик.

    Фильм BBC World News "Trouble with girls" (по ссылке - онлайн репортаж) рассказывает историю о том, как Азита Рафхат, афганская женщина из богатой семьи, член афганского парламента, которая вышла замуж второй женой за мужчину, не имевшего сыновей от первой жены, и у которой также родились четыре дочери, приняла радикальное решение - младшая из дочерей, Мехран, будет бача-пош. Девочку одевают как мальчика, она пользуется привилегиями в семье по сравнению со своими сёстрами. Для родителей бача-пош означает повышение социального статуса, дядя Мехран, спрошенный о том, девочка она или мальчик, уверенно отвечает, что она - несомненно мальчик. Отец Мехран, похоже, также совершенно доволен гендерным перформансом.


    Традиция бача-пош никак не регулируется ни гражданскими, ни религиозными законами. Общество безоговорочно принимает бача-пош как мальчиков. Как правило, в подростковом возрасте бача-пош "возвращаются к девочкам" - решение о том, будет ли бача-пош оставаться мальчиком и дальше или нет, принадлежит родителям. Афганские бача-пош становятся более выгодными как девушки, когда взрослеют: их можно материально выгодно для семьи выдать замуж. В фильме говорится о том, как 20-летняя Элаха, выросшая как бача-пош, была вынуждена вернуться к женской одежде с началом учёбы в университете (то есть, с получением документов, удостоверяющих личность). Интересно, что и в женской одежде, сокурсники-юноши продолжают воспринимать её "как мальчика".  Элаха, совершенно естественно, не собирается замуж, она хочет стать правозащитницей и бороться за права женщин, но если её отец обяжет её выйти замуж, то она собирается бить своего мужа каждый день: "пусть хоть каждый день ходит и жалуется на меня в суд.  Это - за горе женщин Афганистана."

    Азита Рафхат тоже говорит, что её младшая дочь со временем вернётся к девочкам, но Азита надеется, что к тому времени положение женщин в Афганистане улучшится. Сама она очень хорошо помнит обстоятельства появления на свет старших сестёр Мехран: после 72 часов родов обе близняшки родились весом чуть больше килограмма каждая и без сознания. Однако, как вспоминает Азита, свекровь даже не обратила внимание на их состояние, а начала плакать и кричать: "Почему опять пришли девочки к нам в семью?"... 

    Азита выросла в состоятельной семье, получила образование и мечтала о научной карьере. Она тоже была бача-пош и даже работала некоторое время со своим отцом. Однако, отец отдал её замуж за неграмотного родственника, у которого была trouble with girls - не было сыновей от первой жены, и Азите пришлось жить в деревне, где всем заправляла мать мужа, жестоко избивавшая первую жену. Азита попыталась вступиться, и тогда стали избивать уже её: старушка-свекровь пожаловалась сыну. Несмотря на все эти обстоятельства, Азита, хотя и подумывала о самоубийстве, никогда не рассматривала возможность развода, так как в этом случае она должна была бы расстаться с дочерями, которых было уже четыре. 

    После падения режима талибов Азита стала работать и постепенно вернулась в свой социальный круг. Азита Рафхат стала одной из 68 афганских женщин-парламентариев. Азита и сейчас обеспечивает семью, её муж по-прежнему  безработный и большую часть времени проводит дома. Однако, вспоминает Азита, необходимость в сыне стала совершенно невыносимой: большинство тех, кто поддерживал её кандидатуру в парламент, только об этом и говорили. Азита готовилась к новой предвыборной кампании, но её муж не хотел давать ей разрешение на новое выдвижение: социальное давление на отца, у которого нет сына, было слишком сильным. В семье начались разговоры о том, чтобы взять третью жену. Тогда Азита уговорила мужа сделать из младшей дочери бача-пош. Родители спросили Мехран, хочет ли она быть похожей на мальчика и кататься на велосипеде, играть в футбол и крикет, хочет ли она быть такой, "как папа". Девочка, не задумываясь, ответила, что да. Отец отвёл её в тот же вечер в парикмахерскую, а затем на вещевой рынок. Её старое имя - Мернуш - переделали в "звучащее по-мужски" Мехран. В школе на превращение Мернуш в Мехран никто не отреагировал, однако, в фильме Мехран удивляется, почему её классный наставник "ненавидит её".

    "Почему мы вынуждены давать девочке лицо мальчика, чтобы дать ей свободу?", - спрашивает Азита.

    ***

    Превращение "девочек в людей" - практика бача-пош - считается в Афганистане если не чем-то позитивным, то во всяком случае, социально нейтральным. Однако, мало известно о существовании обратной практики - "бача-бази", то есть, переодевание мальчиков девочками. Эта практика является нелегальной, так как дело в том, что такие дети предназначаются для детской проституции и сексуального рабства. Наверное, дело действительно в одежде (сарказм).


    Источник: http://accion-positiva.ucoz.es/news/bacha_posh_v_afganistane/2012-03-31-91
    Категория: Гендер | Добавил: Ellthru (2014-01-25)
    Просмотров: 491 | Рейтинг: 0.0/0
    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz